Оценка в современной школе: от «синдрома избегания неудачи» к «комплексу отличника»…или есть альтернатива?

Оценка в современной школе: от «синдрома избегания неудачи» к «комплексу отличника»…или есть альтернатива?

Как сформировать зрелую личность, не травмируя ребенка?

Как сформировать зрелую личность, не травмируя ребенка?

В общественном сознании есть устоявшиеся нормы оценивания любых действий, жизненных ситуаций, например «сделано на отлично» или «пять с плюсом!”. В жизни мы часто пользуемся этими понятиями. В педагогике это называется “отметка”.

Настолько ли безобидны эти цифры в дневнике, которые старательно выводятся учителем и правильно ли их называть оценкой?

Дело в том, что оценивание для людей в социуме имеет очень большое значение. Изначально (и это доказано рядом антропологических исследований), оценивание - это эволюционный механизм, с помощью которого выстраивается иерархия. Более того, через оценивание может проводиться агрессия, которая тоже является инструментом выстраивания иерархических отношений. Поэтому оценка кого-либо или чего-либо вещь достаточно древняя.

Например, в обычных бытовых отношениях систематическое негативное оценивание может легко стать инструментом манипуляций. Наше подсознание устроено так, чтобы всегда находится в плюсе по отношению к другим людям, быть оценённым положительно.

Это закономерность, которая заложена в нас природой для того, чтобы мы могли получать обратную связь и понимать, насколько сейчас мы все делаем правильно для выживания. Поэтому негативные оценки со стороны окружающих нацелены на то, что ты делаешь что-то неправильно, ставишь под угрозу себя либо коллектив. Это тот самый скрытый смысл оценивания, который зачастую лежит вне поля нашего зрения.

Оценивание на уроке является одним из ключевых способов управления мотивацией ребенка, формирования успешности или неуспешности. По большому счету оценка — это атомное оружие в руках педагога, потому что негативной оценкой, выраженной в отметке “2” и выставляемой необъективно и систематически, совершенно спокойно можно уничтожить любую, даже самую сильную мотивацию самого успешного ученика.

Есть важный аспект: тот, кто оценивает, должен быть значимым человеком для того, кого оценивают. Как правило, для детей учитель в начальной школе — тот самый “значимый другой”, влиятель из ближнего круга общения, занимающий в системе координат ребенка, зачастую, даже более весомое место, чем родитель.

Многие деформации, которые мы встречаем в современном мире, связаны именно с оцениванием. Так, например, негативное систематическое оценивание учителем даже из благих побуждений, когда он думает, что сейчас он поставит двойку и это замотивирует ребёнка - как правило, это просто фиксирует неуспешность.

Тоже самое происходит, когда человек получает одни сплошные пятёрки. Жизнь не состоит из одних только побед. Всегда есть моменты, когда неуспешность может проявиться в силу тех или иных причин. Человек, привыкнув к тому, что он всегда на высоте, стремится соответствовать этому клише. В дальнейшем это становится серьезной проблемой, сформировав перфекционизм, который является одной из форм эгоизма.

Например, стремление слепо выполнять чужие поручения или приказы имеет в своей основе все тот же комплекс отличника, суть которого в том, чтобы соответствовать неким стандартам, давать социально ожидаемое поведение в ответ на поощрение.

Таким образом, неумело используя инструмент оценивания, мы, как правило, получаем школьную неуспешность, которая заканчивается, мягко говоря, очень по-разному для детей.

Это могут быть стрессы внутреннего характера, саморазрушающее поведение. Особо остро это будет, конечно же, проявляться в подростковом возрасте.

Возникает вопрос: этого ли мы на самом деле хотим? Конечно же нет!

Действительно, нами педагогами, движут благие побуждения. В первую очередь цель обучения и воспитания - это формирование гармонично развитой личности, чтобы ребенок умел осознанно реагировать на различные ситуации в своей жизни, хорошо саморефлексировал, мог ставить перед собой цели и добиваться их.

Легко ли достичь этого с помощью классической системы оценивания?

Ответ простой: в руках умелого мастера да, это возможно.

Дальше уже возникает вопрос о том, как этот инструмент применяется.

Не зря ведущая педагогическая общественность и создатели Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) пришли к пониманию того, что необходимо использовать оценивание не фиксирующее негатив или позитив, а применять формирующее оценивание,которое дает хорошую обратную связь ученику и при этом не разрушает основные личностные характеристики и психические процессы.

Тут начинается самое сложное: применять формирующее оценивание гораздо сложнее, чем просто “ляпать” пятёрки или двойки.

Как же мы это делаем в #умной школе?

Команда педагогов #ЯШк разработала уникальную систему формирующего оценивания, в которой присутствуют умные ноу-хау.

В чем они заключаются?

Чтобы узнать, в чем они заключаются приходите к нам и все увидите сами))

Но если говорить кратко, то мы готовы поделиться этим секретом, который на самом деле достаточно прост. В первую очередь, оценивание производится критериально.

Критерии согласовываются непосредственно с детьми.

Основные идеи формирующего оценивания были взяты из учебного педагогического комплекса “Школа 2100”.*

Критерии вырабатываются, как правило, по нескольким направлениям: учебная успешность, универсальные учебные действия, мотивация, культура оформления материала.

Это проговаривается с детьми, при этом они сами участвуют в их выработке, а затем каждому из критериев, в зависимости от того, какова зона ближайшего развития конкретного ребёнка - присваивается вес в баллах.

Если ребёнок сегодня обладает слабой механической памятью, а ему надо запомнить большой текст, то у этого критерия, пока низкий балл (1,2), но по мере продвижения ребёнка, вес этого критерия при оценивании каждого задания постепенно увеличивается, причем делается это незаметно для самого ребёнка.

Так осуществляется неразрушающий контроль с одной стороны и критериальное оценивание со стороны учителя.

Постепенно увеличивая вес этого балла, мы экологично повышаем уровень требований. Ребенку приходится прикладывать все большее количество усилий для достижения ему понятной хорошей отметки, которая сопряжена с оценкой учителя. Мы специально предусмотрели конвертацию в традиционную систему, так чтобы школа могла стыковать программы и результаты с другими образовательными организациями.

В итоге, оценка приобретает комплексный аналитический характер, а в конце каждого учебного периода мы создаем индивидуальную карту учащегося, в которой доводим до родителей всю информацию о результатах обучения на основе нашей системы оценивания, здесь же описывается комплекс мер поддержки со стороны педагогов и профильных специалистов, например логопеда и психолога.

По практике педагогов #ЯШк можем сказать - такой подход во много раз эффективнее по сравнению с более простыми системами.

Мы готовы рассказывать о своем опыте на родительском университете «Умная мама (и папа)» и приглашаем всех желающих посетить нашу школу, пообщаться по вопросам педагогики и провести диагностику ребенка бесплатно, так как это является миссией компании #умнаЯШкола.

 

С уважением и заботой о детях, кандидат исторических наук Давыдов Максим, Анастасия Давыдова и Анна Сафронова, основатели #ЯШк.

 

 

_________________________________________________

·         “Школа 2100” разработана и апробирована Амонашвили Ш. А., Леонтьевым А. А., Бондыревой С. К., Ладыженской Т. А., Бунеевым Р. Н., Бунеевой Е. В., Горячевым А. В., Вахрушевым А. А., Даниловым Д. Д., Мельниковой Е. Л.

back

Стоимость обучения

Образование в #умнаЯШкола состоит из модулей и вы можете сформировать такую схему обучения, которая подойдет именно вашему ребенку. Например приобрести модули «Начальная школа» + «Питание» + «Продленка» — если вашему ребенку необходимо находиться в школе целый день. Или выбрать только один модуль «Начальная школа» и подключить к нему кружок по робототехнике, секцию по айкидо (тогда кружки будут предоставлены вам со скидкой) и дополнительные занятия у логопеда при необходимости. Все сделано для вашего удобства. Оплата производится ежемесячно авансовым платежом до 25 числа предстоящего месяца (например, за обучение в сентябре необходимо внести оплату до 25 августа). В нашей школе вы оплачиваете только учебные месяцы с 1 сентября по 31 мая, вам нет необходимости оплачивать лето. Вместе с тем, летом у нас много активностей — творческий лагерь, профильные смены. Мы уже позаботились о летней занятости ребенка в соответствии с его потребностями и вашими пожеланиями.

Модульная оплата удобна за счет своей гибкости

Мы запускаем этот тренд для того, чтобы ваш ребенок мог получить качественное персонализированное образование, которое подходит именно ему.
#умнаЯШкола — экосистема развития талантов!

Чтобы узнать стоимость модулей,
напишите нам или позвоните

Основатели #ЯШк

Статьи по актуальным вопросам педагогики от основателей #ЯШк

Школьная неуспешность, как ее преодолеть? Ваш ребенок способен на большее!

Школьная неуспешность – одна из серьезных проблем, имеющих в целом мировой масштаб и характерна не только для России. Несмотря на повсеместное внедрение образования, появление новых форматов обучения, внедрения новых образовательных технологий – неудачи в учебе и как следствие, негативное отношение к школе множатся. В первой половине XXI века, несмотря на все усилия государств, руководителей школ и педагогов ситуация продолжает ухудшаться. Это связано с несколькими объективными и субъективными факторами. Однако забегая вперед, отметим, что проблема эта решаема и инструменты ее решения будут представлены в этой статье.

Персонифицированное образование в современной школе: реальный тренд или очередная модная тенденция?

Законы взаимодействия с детьми не меняются на протяжении всей истории человечества, в основе всегда должны лежать взаимопонимание, поддержка, признание субъектности личности ребенка. Однако в настоящее время сильно изменилась окружающая социальная и информационная обстановка.