Пролетарская,2
Аэропорт

Качественное образование
в атмосфере комфорта

Получить стоимость обучения в WhatsApp
close
 
 
 
 
 

Школьная неуспешность, как ее преодолеть? Ваш ребенок способен на большее!

Школьная неуспешность, как ее преодолеть? Ваш ребенок способен на большее!

Школьная неуспешность – одна из серьезных проблем, имеющих в целом мировой масштаб и характерна не только для России. Несмотря на повсеместное внедрение образования, появление новых форматов обучения, внедрения новых образовательных технологий – неудачи в учебе и как следствие, негативное отношение к школе множатся. В первой половине XXI века, несмотря на все усилия государств, руководителей школ и педагогов ситуация продолжает ухудшаться. Это связано с несколькими объективными и субъективными факторами. Однако забегая вперед, отметим, что проблема эта решаема и инструменты ее решения будут представлены в этой статье.

Школьная неуспешность – одна из серьезных проблем, имеющих в целом мировой масштаб и характерна не только для России. Несмотря на повсеместное внедрение образования, появление новых форматов обучения, внедрения новых образовательных технологий – неудачи в учебе и как следствие, негативное отношение к школе множатся. В первой половине XXI века, несмотря на все усилия государств, руководителей школ и педагогов ситуация продолжает ухудшаться. Это связано с несколькими объективными и субъективными факторами. Однако забегая вперед, отметим, что проблема эта решаема и инструменты ее решения будут представлены в этой статье.

 

Но сначала поговорим о причинах. Главной и основной причиной является культурный конфликт между ребенком и школой. Дело в том, что школа – это достаточно жесткая структура с традиционной иерархией, какие бы отдельные попытки «либерализации» обучения не предпринимались, по причине ее общей институциональности. В то же время, дети, которые растут сегодня – это дети поколения “Z”, их еще называют «цифровыми аборигенами», а раньше говорили про «индиго». Название в целом не столь важно, как важна суть: они растут в ценностном поле свободного общения и свободной коммуникации. Множество возможностей и большие потоки потребляемой информации (зачастую, информационно-вовлечённый ребенок за 10 лет они прокачивает через себя в 10 раз больше информации, чем взрослый, соответственно, дети проводят через себя массив данных,  примерно равный информационному опыту столетнего взрослого!). Позволим себе сказать, что у этого нового поколения другое мироощущение, которое отличается от всего, что было ранее своей непредвзятостью, а часто и просто оторванностью от «корней». Мы живем в период качественного изменения детской культуры, ее усложнения, удлинения периода детства и выхода этой культуры на новый уровень насыщения. Поэтому современным детям крайне сложно быть в субординированном пространстве. Вот почему принятие требований системы для современного ребенка является более сложной задачей чем, для людей воспитанных в традиционных ценностях, когда признается авторитет, возраст и прочие аспекты. 

Кто-то скажет, это совсем не так! Дети просто стали более инфантильны! Они не могут сосредоточить внимание, «я вот в их возрасте уже…далее по тексту (садил картошку, красил забор, командовал полком, как Гайдар и т.д.» В таком случае мы напомним уважаемому читателю, что нет детей самих по себе. Всех их воспитали мы. То, что мы наблюдаем – плод наших усилий или их отсутствия.

Весьма актуальна ставшая расхожей в педагогических кругах фраза: “Каждый раз, заходя в класс, ты должен заново завоевывать авторитет среди своих учеников”. И это действительно так. Для детей любая жестко поставленная задача, просто на основании, «потому, что я так сказал, а я вас старше» является неприемлемой. Учиться в привычном для нас смысле (выполнять задания, решать сложные задачи, большие массивы примеров, запоминать наизусть), им явно сложнее, чем было нам 20-30 лет назад, поскольку они в этом не видят никакого практического смысла, который соотносился бы с ценностями детского мира. 

Второй аспект заключается в том, что сегодня дети, зачастую, просто не готовы к школе к 7-ми годам в силу разных моментов. Задержка развития, повышенная возбудимость и вегетативные расстройства – все эти факторы усиливаются насыщенной информационной средой. Многие специалисты отмечают,что количество детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) растёт в силу экологических факторов и усиливающейся урбанизации. Для современной педагогики это не трагедия, а просто определенные ограничения, особенности, которые могут быть преодолены в будущем. Тем не менее, в текущем моменте они могут препятствовать и не давать ребёнку овладеть теми или иными знаниями и навыками, приводить к школьной неуспешности, а затем и к расстройствам социализации. 

Есть и другие факторы в школьной неуспешности, например субъективные причины. Первый субъективный фактор – не вполне оправданные ожидания родителей, которые зачастую приводят к завышению или занижению требований к ребёнку. Второй субъективный фактор – это качество преподавания, уровень профессионализма учителя. До сих пор среди армии учителей еще встречаются люди с авторитарными замашками. У детей со слабым здоровьем и со слабыми возможностями при таком учителе сильно возрастает риск школьной неуспешности.

Если ребенок оказывается между молотом и наковальней с завышенными ожиданиями авторитарного учителя и родителями, которые не понимают его особенностей, при этом он находится в другом ценностном поле, да еще и имеет слабое здоровье, то ситуация неуспешности может развиваться быстро и выйти из-под контроля. 

Что же делать в этой ситуации? Возможно ли на самом деле как-то предвидеть и устранить школьную неуспешность?

            Решение такой проблемы есть. Начинать следует с полной комплексной педагогической диагностики, а также осмотра врача педиатра еще до начала обучения в школе. Необходимо проанализировать волевой компонент ребёнка, насколько у него развито умение концентрировать внимание. Далее педиатр анализирует, насколько быстро ребенок устает и способен выдерживать длительные периоды целенаправленный активности. Тогда мы получаем несколько вариантов развития событий, которые сейчас рассмотрим. Но прежде чем говорить о действиях педагога, поговорим о мерах, которые могут принять родители.

Родителям для начала необходимо в принципе исключить недопонимание в семье, в особенности важно преодолеть барьерность в общении с ребенком, если таковая возникла. Психолого-педагогическую грамотность можно повысить с помощью профессиональной педагогической  литературы, чтения статей и консультацией со специалистами.  Например, на нашей программе  “Умная мама (и папа)” можно подтянуть уровень психолого-педагогической грамотности. Программа работает бесплатно для всех жителей города Новосибирска, это социальная функция нашего проекта. 

Сложно, но правильнее будет отказаться от мысли, что ребёнок – это собственная, личная проекция родителя в будущем, что ребенок должен повторить все сценарии развития жизни родителя. Необходимо понять и смириться с мыслью, что это абсолютно автономная личность, сценарий развития которой невозможно предопределить. То есть качество влияния родителя на современного ребенка зависит от признания его самобытности.

Возможно, ваш ребенок не настолько талантлив, насколько талантливы вы. Или наоборот, возможно он гораздо талантливее вас и заслуживает других подходов. Он будет реализовывать другую жизненную программу. Также родителям важно понимать, что ведущей деятельностью к 7-ми годам у ребёнка должно стоять обучение. Этому необходимо всячески способствовать, поддерживать с ребенком постоянный диалог, направленный на освоение всего нового. 

Если говорить о том, как учитель может купировать школьную неуспешность, то мы для начала должны выделить два основных рисковых профиля ребенка.

Рисковый профиль № 1: ребёнок экстраверт, холерик, с элементами утраты самоконтроля и одновременного ослабления контроля родителей (все разрешать ребенку до 6 лет и другие «интересные гипотезы»). Активен, не может сидеть на месте, ему нужно брать все в свои руки, бежать, прыгать рвать и метать. Он не способен усидеть на месте.

Рисковый профиль № 2: ребёнок, который действительно пугается всего нового, ему сложно адаптироваться, у него не развита социальная интуиция. Сочетание меланхолического темперамента, интровертности и ограниченных возможностей здоровья не дают ему полноценно развернуть такие процессы, как внимание и память в силу большой утомляемости. Ребенок чувствует волнение во всех учебных ситуациях, ему тревожно, он психологически ослаблен и не может реагировать на сильные вызовы со стороны реальности. 

Это два типа черт и качеств, которые зачастую приводят к школьной неуспешности. Если у ребёнка средний тип между этими двумя крайностями, то, так или иначе, он находит возможность для адаптации к новой ситуации, когда нужно сидеть, слушать, отвечать на вопросы.

Однако, если в первом случае родители задают ценность «в обиду себя не давать ни при каких обстоятельствах», то очень быстро появляются предпосылки завоевания лидерства в классе путём перехода к оппонированию учителю. Отрицание правил и драчливость – прямое следствие сочетания указанных факторов. 

Конечно, здесь учитель начинает прикрикивать, особенно, если он придерживается авторитарный позиции. Тут же возникает конфликт между ребенком и учителем, а если педагог недостаточно профессионален, то он этот конфликт урегулировать не может. В результате чего школьные требования не принимаются, а вместе с ним отвергаются и все учебные требования. Проблемы переходят в сферу учебной деятельности, а далее и социальную дезадаптацию.

Второй рисковый профиль еще хуже сочетается с авторитарной позицией учителя. Если учитель усиливает нажим и предъявляет требования вне зоны ближайшего развития, то психика ребенка просто не выдержит этой нагрузки. Ребенок будет постоянно находиться в состоянии постоянного стресса. В конечном итоге начнет отрицать школу как способ освоения нового. Такие дети могут замкнуться в себе и больше находиться в своем внутреннем мире, фантазировать, что-то придумывать. У них очень богатое воображение. Как правило, эти дети могут прекрасно рисовать, петь и танцевать. Тут любой натиск, напор, жёсткие требования контрпродуктивны. 

Для учителя важно подходить к таким детям с умом. В первом случае уметь правильно обозначить границы и сделать это не агрессивно. В обоих случаях необходимо научиться правильно взаимодействовать с внутренним миром ребенка, что требует, пожалуй, действий на уровне искусства, а не ремесла.

Когда в классе в наличии оба психотипа детей, то конечно, учителю приходится непросто, и даже профессиональный педагог может столкнуться с существенными сложностями. Вместе с тем рецепт есть: культурная и психологическая интеграция учителя в мир детства, вовлеченность в структуру интересов и плавное направление поля интересов детей от актуального состояния к постепенному расширению – это главный прием учителя, который помогает наладить контакт, стать лидером для детей и наладить процесс соразвития.

Учитель просто преодолевает культурный разрыв и становится драйвером становления личности для ребенка за счет своей наполненности ценностями и знаниями. Очевидно, все сказанное выше требует от учителя не только высокой психолого-педагогической квалификации, но и высокого качества личности – владения знаниями в разных сферах жизни, сочетания практико-ориентированности с научным мировоззрением, наличия интересных увлечений. Это должен быть, по сути, новый гений XXI века, что как мы понимаем, возможно только в редких случаях.

И все же путеводитель для педагога – это постоянная прокачка себя как разностороннего человека. Только с помощью непрерывного вложения энергии личности педагога в ребенка, постоянной демонстрации детям своих навыков и талантов можно изменить ситуацию, попросту вовлечь детей в мир своих ценностей, добиться смены школьной неуспешности выходом на плато в учебе, а затем и в саморазвитие.

В завершении статьи, обозначим выводы.

В первую очередь должен установиться контакт между всеми участниками педагогического процесса и консолидация требований к ребенку, которые должны быть реалистичны.

Во вторую очередь должна производиться постоянная диагностика и педагогическое наблюдение.

В третью – работа должна осуществляться только в зоне ближайшего развития с учётом возможностей и конкретного психотипа ребенка.Ну и наконец, постоянный поиск и саморазвитие учителя, его наполненность и энтузиазм – это источник энергии для преодоления сначала культурного разрыва с ребенком, а затем и проблем школьной неуспешности.

Таким образом, школьная неуспешность – это проблема, которая на самом деле решается при всесторонней заботе о ребенке и его поддержке, а также при тесной культурной интеграции взрослых и детей. Ее вообще бы не было, будь мы сами чуточку гуманнее, эффективнее и мудрее.

 

С уважением и заботой о детях, кандидат исторических наук Давыдов Максим, Анастасия Давыдова и Анна Сафронова, основатели #ЯШк.

back

Дружелюбная и благоприятная атмосфера, где ребенок чувствует себя комфортно. При приеме ребенка в школу осуществляется обязательная психолого-педагогическая диагностика. На основе нее мы составляем индивидуальный образовательный маршрут, который наилучшим образом поможет компенсировать дефициты и раскрыть сильные стороны ребенка.

#ЯШк растет вместе со своими учениками. Сейчас в школе 7 классов, в следующем году будет 8 и так далее, до 11-го. Частная школа #умнаЯШкола создана профессиональными педагогами, мастерами своего дела, получившими опыт работы в школах города Новосибирска. Мы привнесли в #ЯШк практики лучших образовательных систем России, который освоили лично. Новые здания и просторные помещения созданы специально для детей. Добро пожаловать во Вселенную ЯШк!

  • Обучение по ФГОС. Персонификация образования – это важнейший принцип нашей работы.
  • В классах #ЯШк до 12 учеников, что позволяет найти подход к каждому ребенку.
  • Домашнее задание дети выполняют в школе.
  • Классный руководитель поддерживает ученика при освоении программы, созданной в соответствии с федеральным стандартом.
  • Логопед и психолог сопровождают весь процесс обучения.
  • Подробнее в презентации школы. ЯШк - в основе качество образования!
download pdf Скачать презентацию

В первой половине дня дети посещают занятия и мастер-классы по творческим и техническим направлениям, а после обеда выезжают на прогулки и экскурсии по Новосибирску. В смену включено трёхразовое питание.

Проведи лето с пользой! Развивающая площадка работает каждый сезон и помогает организовать досуг детей, остающихся в городе.

Подробнее

Подготовка к школе с комфортом от #ЯШк

Мы учитываем особенности каждого ребенка.

Ребята изучат 5 предметов:

  • Подготовка к чтению
  • Подготовка к письму
  • Подготовка к счету
  • Окружающий мир
  • Изобразительное искусство

Родители получат подробные рекомендации по поддержке ребенка в период адаптации в первом классе. Занятия проходят 2 раза в неделю по 3 академических часа (35 минут) с переменами.

Обучаем дошколят по программе "Перспектива". Формируем положительное отношение ребенка к школе, поэтому адаптация в первом классе проходит гораздо легче! Проводим бесплатное пробное занятие и на его основе выстраиваем индивидуальный подход.

Начальная онлайн-школа нового формата в Новосибирске! Формат обучения сочетает в себе пять дней обучения онлайн по видеосвязи с учителем и один день оффлайновых встреч. Это делает усвоение материала и социализацию эффективнее, а учебу с друзьями — интереснее!

ЯШкОнлайн+

7 преимуществ для ученика и родителя ЯШк

7 преимуществ для ученика и родителя ЯШк
1

Отчет о прогрессе ребенка - каждую четверть. Детальная аналитика предоставляется учителями, логопедами, педагогами-психологами. Родитель получает полное представление о том, что происходит в школе, какие дефициты и таланты прорабатываются на уроках, а также какие дополнительные шаги можно предпринять для повышения эффективности обучения.

2

Критериальная система формирующего оценивания - это наше "ноу-хау". Формирующее оценивание - лучшее, что создано в педагогике на сегодняшний день. Методисты ЯШк доработали критерии оценивания так, что теперь оценка на уроке дается персонально и помогает в развитии. Вместе с тем, оценка может быть конвертирована в традиционную пятибалльную систему при необходимости.

3

Два урока в неделю в учебном плане отводятся под функциональную грамотность, дополнительные занятия по предметам или формирование цифровых навыков (основы дизайна и программирования) в соответствии с потребностями детей. Предметы "технология" и "физическая культура" состоят из модулей в соответствии с требованиями обновленных стандартов.

4

Начиная с 7-го класса в базовый модуль включена подготовка к ОГЭ по субботам.

5

В случае болезни или отъезда по неотложным обстоятельствам ученик не отстанет от программы, поскольку может быть переведен на дистанционное или онлайн образование.

6

Школа - это целый мир с кружками, секциями, экскурсиями, праздниками и группой продленного дня, которые делают школьную жизнь интересной и увлекательной.

7

Система внутреннего контроля качества, включающая посещение уроков, педагогические советы, постоянное обучение педагогов создана основателями для того, чтобы весь потенциал школы работал на ребенка.

мальчик умная школа

Остались вопросы?

Заполните анкету и мы вам обязательно перезвоним

 
 
 
 
 

мальчик умная школа
Отзывы наших клиентов на 2GIS

Здравствуйте! Спасибо большое за Ваше внимание, понимание, заботу моего сына Льва! Мы ждали год , чтобы быть в вашем коллективе! Сын очень доволен и счастлив, что будет учиться в «УмнаЯШкола»! Здорово, что Вы есть! Успехов во всём!

Елена Рогожнева

Очень хорошая школа, перевели сына из лицея в 4 класс, ребенок пришел на пробный день и сразу сказал что здесь останется, в коллектив тут же влился. Очень хороший подход к детям, ребенок со школы не хочет уходить, спасибо огромное всему педагогическому составу, за такое отношение к нашим детям

Lana Lana

Отличная школа. Прекрасный педагогический состав, в частности хотелось бы отметить высокий профессионализм педагога по английскому- Татьяну Анатольевну. Мой сын занимается английским на протяжении 3 месяцев, уже виден хороший результат.

Юлия Теряева

ЗПоступили в данную школу в 6 класс. За три месяца обучения, у ребенка наблюдаются положительные эмоции и отношение к учебе. Школа уютная, атмосфера дружелюбная, что не мало важно.

Дарья Валерьевна

Очень довольны школой! Школа красивая, всё для комфортного пребывания и обучения детей! Но не это главное, главное всегда люди! Очень Крутая команда учредителей-руководителей всегда оперативно на связи, открыты к конструктивной обратной связи, 100% реагируют на все вопросы и запросы.

Виктория Чайникова-Карпова

Я меня остались только положительные эмоции от этой школы. Сын ходил на английский язык, очень сильно полюбил и школу и Учительницу и урок английского языка. Директор школы очень отзывчивый человек, она местами и учительница и Адмнистратор и воспитательница)) никогда не сидит сложа руки у себя у кабинете.

​Shirin Tursynbaeva

Как же я счастлива, что мы поступили именно в эту школу! Такой индивидуальный подход к детям и такой высокий уровень профессионализма педагогического состава я не встречала нигде в нашем городе!

Екатерина Суханова

Раньше не видел в Новосибирске частные школы, располагающиеся в новом здании, где все по последнему слову техники. Руководство вежливое, видно, что люди занимаются делом, в котором разбираются.

skolnyjurist